Россия, Санкт-Петербург
Проектирование: 2017
Заказчик: Акционерное общество «Центр выставочных и музейных проектов»
Над проектом работали:
Архитекторы: Н. И. Явейн (руководитель), И. В. Кожин (ГАП), Д. А. Андреева, В. И. Бурмистрова, И. Е. Григорьев, К. О. Счастливцева, А. В. Соловьев
Визуализации: А. А. Патрикеев
Макет: Я. С. Ициксон
Аналитика, тексты: Л. Н. Лихачёва, Е. А. Белаш
ВЫСТОЯВШИЙ ГОРОД – проект-победитель международного конкурса (2017)
Блокада Ленинграда – один из самых жестоких эпизодов Второй мировой войны. За время 872-дневной осады города от голода, холода и артобстрелов погибло около миллиона человек.[i] Блокада так или иначе затронула каждую петербургскую семью, и в обществе растет потребность заново переосмыслить этот страшный экзистенциальный опыт, увидеть в нем не только коллективный подвиг народа, но личное мужество, боль и страдания конкретного человека. Именно такой угол зрения положен в основу проекта "Выстоявший город".
Сооружение представляет собой земляной холм (курган), из вершины которого прорастает монументальная группа объемов. Это Дома блокадного Ленинграда – израненные осколками снарядов, опаленные фугасным огнем, с заклеенными крест-накрест окнами – но выстоявшие. Всего домов восемь, и они подразделяются на два вида. Пустые гулкие башни пятиэтажной высоты предназначены для художественных инсталляций на тему ужасов блокады ("Голод", "Холод", "Огонь" и "Скорбь"). Другие четыре дома ("Жизнеобеспечение", "Производство", "Наука"и "Культура") повествуют о том, где и над чем работали жители блокадного Ленинграда, как был организован их быт, какие культурные события происходили в осажденном городе.
Главное пространство музея – зал круглой формы, расположенный на 1,5 м ниже уровня земли. Зал опоясывает мультмедийная стена "Кольцо блокадного времени" с динамическим коллажем из кадров кинохроники, фотографий и т.п. На карниз "Кольца блокадного времени"нанесено 872 деления – по числу дней блокады. В соответствующих по дате местах в "Кольце блокадного времени"устроены входы в выступающие за контур холма тематические блоки музея: "Дорога жизни" (навигация и ледовая трасса по Ладожскому озеру), "Операции по снятию блокады" и "Прорыв блокады" – глухой консольный объем с остекленным торцом, выдвинутый далеко вперед к набережной Невы. Пройдя тоннель до конца, посетитель выходит на свет и видит, что город жив.
Самая сердцевина главного музейного зала –"Пространство блокадных дневников", шесть "комнат", в каждой из которых повествование о пережитом ведется от первого лица. Как видим, по мере продвижения от периферии к центру, от официальной летописи событий "Кольца блокадного времени"- к более детальной картине в блоках, посвященных работе и быту – нарастает персонализация в подаче материала и его восприятии. Наконец, в "Пространстве дневников"тема личной боли, трагедии, катастрофы достигает своего крещендо.
Кульминационное пространство Музея – "Зал памяти" – расположено во втором этаже, над дневниковой зоной. Здесь царит тишина и полумрак. Зал накрыт куполом с маленьким отверстием в центре. Дневной свет сочится из этого отверстия и из примыкающих к залу треугольных двориков-колодцев. Мерцают свечи в нишах стены-колумбария. Призрачный свет выхватывает из тьмы выбитый в камне мартиролог – многотысячный поименный список жертв блокады.