Россия, Калининград
Проектирование: 2015
Заказчик: Правительство Калининградской области и Калининграда, Комитет архитектуры и строительства
Генеральный проектировщик: Архитектурное бюро «Студия 44»
Авторы проекта: А. Яр-Скрябин, А. Соловьёв, М. Фомина
ОБИТАЕМЫЙ МОСТ
Концепция приспособления под музейные цели бывшего железнодорожного моста "Прегольский" в Калининграде
Построенный в 1863-65 годах немецкими инженерами, железнодорожный мост "Прегольский" (историческое название - Reichsbahnbrucke) - разводной и поворотный - был по тем временам чудом инженерной мысли. Будучи выведен из работы в послевоенные годы и "временно" разобран в 1995 году, мост тем не менее очень хорошо сохранился: коррозия затронула не более 5% его конструкций.
Сюжет о приспособлении старого моста под музейную экспозицию наполнен внутренними смыслами, выходящими далеко за рамки обычного проекта благоустройства. Это история о связи времен, о непреходящей ценности подлинного, о сугубо рациональной красоте инженерных сооружений.
Reichsbahnbrucke был сооружен через 130 лет после того, как Леонард Эйлер доказал невозможность пройти по семи мостам Кенигсберга, не проходя дважды ни по одному из них. Поэтому в рамках этой задачи Прегольский железнодорожный мост никогда не рассматривался. Мы же ставили перед собой совсем другую задачу: открыть мост для пешеходов и сделать это таким образом, чтобы им захотелось пройти по нему дважды, трижды, десятки раз.
Как дать вторую жизнь историческому мосту? Предоставить ему возможность вновь служить связью - между берегами реки и между эпохами
Как не изменив практически ничего, получить наилучший преобразовательный эффект? Использовать максимум сохранившихся исторических конструкций
Как подчеркнуть аутентичную ценность и выразительность старинного инженерного сооружения? Ограничиться лишь необходимыми функциональными добавлениями, нейтральными по эстетике
Как при строгой экономии бюджета и изобразительных средств вызвать интерес публики к теме истории мостостроения? Разместить экспозицию в пролете отреставрированного моста
Как мы предлагаем это сделать: