Вокзальный комплекс "Ладожский"

Вокзальный комплекс "Ладожский"

Россия, Санкт-Петербург, Заневский пр., 73
Проектирование: 2001-2002
Строительство: 2001-2003
Заказчик: Министерство путей сообщения Российской Федерации

Авторский коллектив:

Архитекторы: Никита Явейн, Владимир Зенкевич, Василий Романцев, Жанна Разумова
при участии Елены Барыкиной, Ирины Голышевой, Григория Иванова, Ирины Крыловой, Людмилы Кутузовой, Андрея Медведева, Сергея Сологуба, Елизаветы Фокиной

Конструкторы: Юрий Бондарев, Ирина Ляшко, Ирина Грачева, Н.В. Козлова, Е.Н. Хлыбова

Ладожский вокзал – шестой по счету и единственный транзитный вокзал С.-Петербурга – был возведен к 300-летнему юбилею города в рекордно короткие сроки и в довольно сложной градостроительной ситуации. Дело в том, что теснота участка не позволяла поставить здание привычным способом – вдоль железнодорожных путей. К тому же вести строительство требовалось, не прекращая транзитного движения поездов. Выход из положения был найден в проектном решении, беспрецедентном для отечественной и даже мировой практики. Так вместо традиционного вокзала "берегового типа" появилось инновационное сооружение, совмещающее в себе вокзал-мост и вокзал-тоннель. Вокзал дальнего следования поднялся над путевым хозяйством в виде конкорса, а пригородный был размещен ниже уровня земли, целиком отданного под железнодорожный и городской транспорт.

Три уровня вокзального комплекса связаны по вертикали как функционально – лестницами, пандусами, эскалаторами, так и визуально – огромными световыми колодцами. Материализованные линии движения пассажиров, транспорта, багажа – летящие консоли и мостики, прозрачные оболочки лифтов и переходов – пронизывают все пространство вокзала, формируя слой образов XXI века. Но этим семантический ряд сооружения не исчерпывается: интерьер главного зала наделен фамильными чертами множества прототипов – от вокзалов-дебаркадеров конца XIX века до вдохновлявших их авторов римских терм и триумфальных ворот.

Впрочем, диапазон возможных прочтений оказался куда шире задуманного: одним перекрестия сводов и абрис металлических ферм напоминают о термах Диоклетиана, другим – о готических соборах. Точно так же фасад здания с тремя арочными витражами под треугольными кровлями в обрамлении двух "крепостных" башен ассоциируют не только с петербургской неоклассикой, но и с обитаемыми мостами городов Западной Европы.

Главный корпус вокзала представляет собой трехнефное прямоугольное в плане здание. По торцам оно фланкировано двумя цилиндрическими объемами, где расположены зал официальных делегаций, административные помещения, VIP – зал, комендатура военных сообщений и комнаты длительного отдыха пассажиров. Вдоль крайнего железнодорожного пути вытянут в линию невысокий блок вспомогательных инфраструктур, (котельная дизельная, трансформаторная подстанция, багажные и технологические коридоры, багажное отделение, разгрузочные), играющий роль шумозащитного экрана.

Между этим блоком и станцией метро "Ладожская" размещается зона подъезда наземного городского транспорта – трамваев, троллейбусов, автобусов и такси. К наземному павильону станции метро пристроен распределительный вестибюль вокзала, соединенный с основным зданием надземными и подземными переходами.

Входные вестибюли вокзала, его вспомогательные службы и путевое хозяйство (всего 14 железнодорожных путей: 4 для поездов дальнего и местного сообщения, 4 для пригородных поездов и 6 для грузовых составов) расположены в уровне земли. Все прочие элементы вокзального комплекса либо заглублены под землю, либо подвешены над ней.

На отметке –2,100 м, в подземном уровне главного корпуса вокзала, находится распределительный зал пригородных направлений с зонами ожидания, билетными кассами, буфетом и автоматической камерой хранения. Два подземных пассажирских перехода соединяют этот зал со станцией метро, с площадью перед ней и с остановками наземного городского транспорта.

На отметке +8,600 м обустроены две платформы дальнего/местного сообщения (длиной 600 м каждая) и две платформы пригородного сообщения (длиной 250 м каждая). Платформы оборудованы павильонами, где находятся эскалаторы, лестницы и лифты, связывающие перроны с залами вокзала.

На отметке +15,300 м, над железнодорожными путями и перронами, устроена автомобильная платформа с парковкой на 100 мест, фактически играющая роль привокзальной площади перед вокзалом дальнего следования. Три входа ведут с этой площади в распределительный зал междугородных направлений. По центру зала расположены эскалаторы для связи с перронами, а также служба информации, почта и авиакассы. В боковых нефах в три яруса размещены различные виды сервиса для пассажиров. Трапецеидальное в плане пространство между переходами прибытия и отправления отведено под зону торговли.

Технико-экономические показатели

Вместимость вокзала – 4 200 человек (3 400 пассажиров поездов дальнего и местного сообщений + 800 пассажиров пригородных электричек)
Площадь застройки – 17 200 кв. м
Общая площадь помещений – 33 076 кв. м, в том числе 2 300 кв. м – зона арендной торговли
Строительный объем – 172 700 куб. м, в том числе 5 800 куб. м – подземная часть
Габариты комплекса в плане – 242х142 м (без пассажирских платформ)

Количество и длина крытых пассажирских платформ:

  • 2 платформы дальнего и местного сообщений длиной по 600 м
  • 2 платформы пригородного сообщения длиной по 250 м

Этажность зданий:

  • главный корпус с пассажирскими переходами – 2-4 этажа
  • административно-служебные корпуса – 7 этажей
  • блок вспомогательных служб – 1-3 этажа

Высота здания и его помещений:

  • максимальная высота здания – 26,45 м
  • высота главного зала вокзала дальнего следования – 10,50-18,50 м
  • высота помещений для обслуживания пассажиров – 3,30 м
  • высота типового этажа административно-служебных корпусов – 3,30 м
  • высота помещений пригородного (подземного) вокзала – 3,45-6,10 м

Размеры в плане главного распределительного зала – 78х36 м

Главный зал перекрыт с помощью 26 металлических арочных конструкций общим весом 174,2 тонны (вес одной арки – 6,7 тонны, монтажного элемента арки – 3,3 тонны)

Вертикальный транспорт: вокзальный комплекс оборудован 12 эскалаторами и 16 лифтами грузоподъемностью от 630 кг (пассажирские) до 2000 кг (грузовые)

Защита от вибрации: для снижения вибрации несущие конструкции вокзала, начиная со свай, полностью отделены от несущих конструкций железнодорожных эстакад. Кроме того, разработана специальная конструкция подбалластного слоя для железнодорожных пролетных строений, под которыми находится пригородный вокзал. В целях безопасности на всех путях, проходящих через здание вокзала, установлены контруголки, исключающие возможность схода поездов с рельсов.

ПодробнееСкрыть