Высотная застройка площади у Ладожского вокзала

Высотная застройка площади у Ладожского вокзала

Россия, Санкт-Петербург, Невский район, площадь у Ладожского вокзала при пересечении проспектов Заневского и Энергетиков
Проектирование: 2006-2007
Заказчик: ООО "Адамант-Капитал"

Авторский коллектив:

Архитекторы: Никита Явейн, Наталья Архипова, Владимир Зенкевич, Юрий Ашметьев, Николай Смолин, Янина Смолина, Дарья Насонова

Главный конструктор: Олег Курбатов

Важнейший градостроительный и транспортный узел у Ладожского вокзала нуждается в планировочном и архитектурном оформлении, адекватном его местоположению в структуре города, смысловой нагрузке и потенциалу. В таких точках концентрации людской и деловой активности естественно появление высотных зданий, причем не одиночного, солирующего небоскреба, а целого пучка, группы ("кластера") доминант.

Зафиксировав пять углов при пересечении пр. Энергетиков и Заневского с помощью пяти башен, мы получаем небольшую "площадь Звезды" на въезде из спальных районов в центральную часть города. Башни служат монументальными вешками, реперами, визуальными ориентирами, закрепляющими смысловой узел в городской панораме. Эта ориентационная функция строго локализована: при высоте зданий порядка 150 м они не просматриваются из исторического центра, зато их будет видно с моста Александра Невского.

Здания специально запроектированы равными по высоте, благодаря чему достигается ощущение регулярности и единства целого. При одинаковой этажности и круговом расположении башен, несмотря на значительное расстояние между ними, образуется эффект "пространственной площади", ограниченной виртуальными силовыми линиями, удерживающими пустоту между вершинами зданий. Такой эффект тем более важен, что площади в ее традиционном понимании, в уровне земли, здесь не будет в силу того, что проспект Энергетиков пройдет по эстакаде.

В качестве основного средства архитектурной выразительности избраны пирамидальные формы, на наш взгляд, не чужеродные Петербургу. Каждое из зданий представляет собой две врезанные друг в друга пирамиды. Такое формообразование имеет несколько мотиваций:

  • Композиция из двух врезанных друг в друга пирамид почти буквально соответствует графику рентабельности арендуемых помещений: площади в нижней части высоток пользуются наибольшим спросом, затем интерес арендаторов постепенно снижается, достигая минимума где-то на уровне середины – трех четвертей высоты, и вновь возрастает к вершине здания. Эта особенность отражена в форме зданий.
  • Сложная пирамидальная структура позволяет плану здания реагировать на все градостроительные особенности участка. Планы при этом могут иметь неправильную форму (неправильный треугольник, четырех- и пятиугольник), вытекающую из конфигурации застраиваемого пятна, из положения красных линий и т.д. По мере движения к вершине эти влияния ослабевают, верхушки зданий обретают правильную форму, которая будет четко ощущаться при восприятии с дальних точек. Внизу же, напротив, сложная форма, состоящая из треугольных призм, шатровых элементов, наклонных экранов, нацелена на разнообразие архитектурных впечатлений. У зданий не будет одинаковых фасадов, как не будет главных и второстепенных.
  • Расширяющийся низ пирамиды дает возможность организации обширного лобби в первых этажах, своего рода крытого продолжения общественного пространства привокзальной площади. На уровне восприятия пешехода мы нарочно уходим от всяких ассоциаций с привычным образом дома. На смену вертикальной стене приходят наклонные экраны. Сквозь гладкую поверхность беспереплетного стекла просвечивает металлическая гиперконструкция сложного геометрического рисунка, приоткрывая зрителю секрет «парения» прозрачной оболочки.

КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

Надземная часть здания представляет собой 35-этажный (150 м) пространственный рамно-связевой железобетонный каркас. Несущий каркас состоит из:

  • вертикальных и наклонных (по периметру) колонн,
  • центрально расположенного ствола лифтовых и лестничных шахт,
  • находящихся по углам здания диагональных стен лестничных клеток и инженерных коммуникаций,
  • а также плит и балок междуэтажных перекрытий.

Инженерно-геологическая ситуация на площадке строительства достаточно сложная: твердые основания (глины) залегают на глубине 36 м, вызывая необходимость в устройстве свайного основания с длиной свай порядка 50 м.

Особенностью архитектурно-конструктивного решения является постепенное уменьшение количества колонн от основания к верхушке с изменением их направления на границе сопряжения двух формирующих здание пирамид, где имеют место разветвление колонн, появление новых колонн и т. п. Необходимые смещения осей колонн обеспечиваются выполнением промежуточных балок, утолщенных участков перекрытий и другими методами.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЗДАНИЙ

В концепции определено функциональное назначение высотного здания №1. Функциональное назначение высотного здания №2 и следующих трех может быть аналогичным. Окончательно это определится на дальнейших стадиях проектирования.

Поэтажное зонирование высотного здания №1:

-5 – -1 этаж – подземная автостоянка с рампой
0 этаж – входная зона
1 – 3 этаж – зона торговли
4 этаж – зона общественного питания
5 – 22 этаж – зона офисов (11 этаж – технический)
23 этаж – технический
24 – 35 этаж – зона апартаментов
36 этаж – технический

Технико-экономические показатели по многофункциональному высотному зданию №1

Общая площадь здания – 69 047 кв. м, в том числе:

  • подземная автостоянка – 18 290 кв. м (429 машиномест)
  • рампа – 1 905 кв. м
  • зона торговли – 5 039 кв. м
  • зона общественного питания (ресторан) – 2 381 кв. м
  • зона офисов – 26 177 кв. м
  • зона апартаментов – 9 184 кв. м (всего 46 апартаментов)
  • технические этажи – 3 233 кв. м
ПодробнееСкрыть