Проект – победитель международного конкурса, I место.
Россия, Томск.
Проектирование: 2014-2015.
Заказчик: Томский государственный архитектурно-строительный университет.
Авторский коллектив:
Архитекторы: Н. Явейн, А. Яр-Скрябин, при участии А. Амелькович, М. Горячкиной, Г. Иванова, И. Кожина, А. Кутилиной, Р. Покровского, К. Счастливцевой.
Визуализация: А. Патрикеев.
Проект Музея науки и техники переосмысливает и развивает домостроительные традиции Томска, по праву считающегося заповедником русского деревянного зодчества. Многозначный образ Музея содержит в себе аллюзии на деревянную крепость, положившую начало городу и на лодки-струги, с которых в 1604 году высадились на берег реки Томи сибирские первопроходцы.
Объем длиной 225 м и шириной 35 м поставлен параллельно береговой линии. Над двухэтажным основанием с двускатной кровлей возвышаются пять мощных «башен» архетипической формы: шестерик (шестиугольник), четверик (квадрат), барабан (круг), крест и восьмерик (восьмиугольник). Внутри башен расположены тематические блоки Музея. Шестая башня – «смотровая», с тремя уровнями обзорных площадок.
Еще один традиционный элемент русской архитектуры – галереи на высоте второго этажа с лестницами, ведущими сюда с уровня земли. В русском зодчестве XVI-XVII веков такие галереи, окружавшие церковь или дворец, называли гульбищами. Как и их предтечи, гульбища Музея играют роль публичных пространств, мест для общения, отдыха и любования окрестными видами.
Музей будет построен в Татарской слободе, районе, который славится самобытным, по-восточному щедрым декором деревянных домов. Однако архитектура Музея избегает прямого копирования. Опыт русского деревянного зодчества помножен в проекте на инновации конструктивизма 1920-х годов в стремлении доказать, что лаконичный геометрический рисунок деревянного каркаса по своей орнаментальности и силе художественного воздействия может поспорить с живописным узорочьем резного декора.